Инструкция к Навигатору профилактики и памяткам по различным видам девиантного поведения. (ЛИСТ 1, ЛИСТ 2)
0. Навигатор профилактики. (ЛИСТ 1, ЛИСТ 2)
1. Памятка по социально-психологической дезадаптации. (ЛИСТ 1)
Сама по себе дезадаптация не является видом отклоняющегося поведения, но может быть в некоторых случаях причиной или следствием поведенческих проблем и трудностей, а также усиливать их. Вы найдете в этой памятке описание более конкретных признаков, причин дезадаптации и сможете сориентироваться в том, как выстроить логику взаимодействия с ребенком, родителями и коллегами в индивидуальной работе
2. Памятка по раннему проблемному (отклоняющемуся) поведению.(ЛИСТ 1, ЛИСТ 2)
В некоторых случаях поведенческие проблемы начинаются не в подростковом периоде, а в более ранних возрастах, преимущественно после 5 лет и до 12 лет. При этом речь идет о достаточно стойких проявлениях ненадлежащего поведения, которые требуют не только пристального внимания, но и организации ранней комплексной помощи детям. В данной памятке вы можете ознакомиться с признаками такого поведения, его возрастной спецификой, техниками дифференциации поведенческих проблем от нормативных возрастных особенностей, а также с возможными действиями в рамках профилактической работы с ребенком и его родителями
3. Памятка по агрессивному поведению. (ЛИСТ 1, ЛИСТ 2)
Буллинг, иные формы агрессии в последние годы проявляются не только в физической реальности, но и в виртуальном пространстве, что в ряде случаев приводит к скрытым, латентным конфликтам, серьезным напряжениям в отношениях и неблагоприятной атмосфере в классе. При этом важно иметь в виду, что в случаях проявления агрессивного поведения важно работать не только с буллером или агрессором, но также и с жертвой, поскольку именно она является пострадавшей стороной и требует не меньшего внимания к себе и своим потребностям. Признакам агрессивного поведения и киберагрессии посвящена данная памятка, и включает возможные действия педагогов в конфликтных и иных ситуациях, связанных с подобным поведением
4. Памятка по суицидальному, самоповреждающему поведению.(ЛИСТ 1, ЛИСТ 2)
Одной из острых проблем в настоящее время является суицидальное и самоповреждающее поведение, вызывающее обеспокоенность не только родителей обучающихся и педагогов, но и общества в целом. Такое поведение требует очень тщательного и деликатного подхода к ребенку, поскольку нередко оно сопровождается пониженным настроением, депрессивным фоном и глубокой подавленностью, которая иногда может быть не видна даже опытным специалистам. В данной памятке вы можете сориентироваться в основных признаках суицидального, самоповреждающего поведения, а также в алгоритме соответствующих безотлагательных действий. В памятке описаны также признаки несуицидального самоповреждающего поведения.
5. Памятка «Риск нападения обучающимся на образовательную организацию». (ЛИСТ 1, ЛИСТ 2)
Риск нападения обучающимся на образовательную организацию (признаки риска совершения особо опасного деяния) (фиалковая гамма). Данные признаки проявляются в виде враждебности, высказывания мыслей агрессивного характера, интереса к агрессивным играм и контенту в Интернете, замкнутости, сниженного настроения, суицидальных высказываний, рисунков, попыток самоповреждения. Это один из самых сложных сочетанных видов девиантного поведения, представляющий собой особые случаи общественно опасных деяний несовершеннолетних. В памятке представлены 3 группы критериев изменений в поведении детей, которые могут свидетельствовать о риске нападения обучающегося на образовательную организацию (по данным ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России), специальный алгоритм действий классных руководителей, иных педагогов и специалистов образовательных организаций в рамках профилактики правонарушений, включающий межведомственный аспект. Также описаны защитные факторы, способствующие повышению устойчивости к неблагоприятным факторам и снижению риска потенциальной угрозы общественно опасного деяния, которые могут быть мишенями коррекционно-развивающего воздействия в процессе профилактической работы.
6. Памятка по делинквентному поведению. (ЛИСТ 1, ЛИСТ 2)
Правонарушения несовершеннолетних — сложная междисциплинарная проблема, решение которой зависит от целого ряда факторов. При этом существуют достаточно ранние формы начала делинквентного поведения, отличающиеся своими признаками, спецификой проявлений, факторами риска и предохраняющими механизмами, с которыми вы можете ознакомиться в данной памятке. В работе с таким поведением крайне важна слаженность команды специалистов, поэтому желательно в каждой образовательной организации выработать свои стиль, тактику и стратегию оказания комплексной помощи детям и подросткам, а рекомендуемый алгоритм действий представлен на последней странице данной памятки.
7. Памятка по аддиктивному (зависимому) поведению (ЛИСТ 1, ЛИСТ 2)
Аддиктивное (зависимое) поведение (сиреневая гамма). Существуют разные виды аддиктивного поведения, которые делятся на две обобщенные группы — химические и нехимические виды зависимости. Существуют общие признаки для любого вида зависимого поведения, но также важно ориентироваться и в частных проявлениях, поскольку они иногда могут не быть предметом особого внимания педагогов и специалистов. Именно эти признаки и проявления описаны в данной памятке, включая указание на то, какие срочные меры необходимо принимать в случаях, если ребенок или подросток проявляет признаки аддиктивного поведения.
8. Памятка по рискованному поведению. (ЛИСТ 1)
Рискованное поведение (зеленая гамма). В последние годы активно развиваются и стремительно трансформируются экстремальные виды досуга и спорта, которые достаточно часто связаны с риском, однако пользуются популярностью у подростков, юношей, молодых взрослых, а в исключительных случаях и у детей. Рискованное поведение стремительно трансформируется, появляются новые модные направления и течения, что приводит также к возникновению специфического сленга. Основным формам рискованного поведения, отличительным признакам и вариантам действий классного руководителя, иных педагогов и специалистов образовательных организаций посвящена данная памятка. Следует отметить, что в некоторых случаях за рискованным поведением скрывается суицидальное, самоповреждающее поведение, которое не очень глубоко осознается самим ребенком или подростком, с признаками которого вы можете ознакомиться в соответствующей памятке. В настоящее время данный вид отклоняющегося поведения проявляется также в форме рискованного поведения онлайн, признаки которого добавлены в данную памятку.